Профилактика негативных явлений в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Всемирная организация здравоохранения в зависимости от целей профилактической работы выделяет первичную, вторичную и третичную формы профилактики.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. Целями первичной профилактики являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на ПАВ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование антинаркотических установок.
Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости, воротами приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность. Работа в данном виде профилактики заключается в:
- передаче информации молодежной аудитории о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития обучаемого;
- предоставлении альтернативы, предполагающей развитие программ, в которых обучаемые смогли бы реализовать свои потребности (в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.);
- формировании устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки подростков и молодежи, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Она влияет, прежде всего, на формирование позитивного отношения к здоровью.
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков наркомании как болезни. Ее цель: уменьшить употребление ПАВ; предотвратить формирование хронического заболевания.
Содержание функций вторичной профилактики заключается в:
- постоянном социально-педагогическом наблюдении за подростками и молодежью, обладающими признаками употребления ПАВ;
- обеспечении индивидуального, конфиденциального сопровождения и поддержки молодых людей и подростков, склонных к проявлениям рискованного поведения;
- сохранении тайны молодого человека на всех этапах его сопровождения.
Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, психотерапевты, педагоги.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманией и токсикоманией и направлена на восстановление личности и ее эффективное функционирование в социальной среде. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов к прекращению их употребления. Данный вид профилактики является медицинским и осуществляется специально подготовленным квалифицированным персоналом. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода.
Для всех и каждого существует риск быть втянутым в наркоманию, игроманию, стать активными потребителями табачной, алкогольной продукции. Социально обусловленные заболевания не могут быть результатом какого-то одного фактора - их формирует множество факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы связаны с личными качествами и показывают, как персональные ресурсы, так и проблемные аспекты человека в целом. В отношении социально обусловленных заболеваний имеется в виду следующее:
- низкая самооценка подростка,
- пассивная жизненная позиция,
- гиперактивность, агрессивность,
- отсутствие (нехватка) новых интересов и нежелание приобретать новые знания,
- неспособность самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, низкая любознательность,
- неспособность разобраться в своих чувствах и эмоциях,
- неспособность говорить НЕТ,
- недоразвитые навыки общения с людьми.
Внешние факторы тесно взаимосвязаны с внешним окружением подростка (социальным, культурным, физическим и семейным), которые оказывают сильное влияние на его поведение. К ним относятся:
- давление, оказываемое группой сверстников,
- контакт с потребителями наркотических средств, относящимися к разным возрастным группам,
- отсутствие удовлетворенности от учебы, работы,
- проблемы в семейных отношениях,
- одиночество
- стресс,
- постоянные конфликты вокруг,
- наличие в семье проблем, связанных с алкоголем или наркотиками,
- жестокость в семье или сексуальное насилие,
- отсутствие личной свободы.
Профилактика должна касаться всех факторов, приводящих к злоупотреблению психоактивных веществ, среди которых перечислены только некоторые из них. Основная цель профилактики - помочь подростку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позицию, способную противостоять факторам риска.
Профилактика негативных явлений в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Всемирная организация здравоохранения в зависимости от целей профилактической работы выделяет первичную, вторичную и третичную формы профилактики.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость. Целями первичной профилактики являются:
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса на ПАВ;
- пропаганда здорового образа жизни;
- формирование антинаркотических установок.
Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости, воротами приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность. Работа в данном виде профилактики заключается в:
- передаче информации молодежной аудитории о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития обучаемого;
- предоставлении альтернативы, предполагающей развитие программ, в которых обучаемые смогли бы реализовать свои потребности (в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.);
- формировании устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки подростков и молодежи, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Она влияет, прежде всего, на формирование позитивного отношения к здоровью.
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков наркомании как болезни. Ее цель: уменьшить употребление ПАВ; предотвратить формирование хронического заболевания.
Содержание функций вторичной профилактики заключается в:
- постоянном социально-педагогическом наблюдении за подростками и молодежью, обладающими признаками употребления ПАВ;
- обеспечении индивидуального, конфиденциального сопровождения и поддержки молодых людей и подростков, склонных к проявлениям рискованного поведения;
- сохранении тайны молодого человека на всех этапах его сопровождения.
Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, психотерапевты, педагоги.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманией и токсикоманией и направлена на восстановление личности и ее эффективное функционирование в социальной среде. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов к прекращению их употребления. Данный вид профилактики является медицинским и осуществляется специально подготовленным квалифицированным персоналом. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода.
Для всех и каждого существует риск быть втянутым в наркоманию, игроманию, стать активными потребителями табачной, алкогольной продукции. Социально обусловленные заболевания не могут быть результатом какого-то одного фактора - их формирует множество факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы связаны с личными качествами и показывают, как персональные ресурсы, так и проблемные аспекты человека в целом. В отношении социально обусловленных заболеваний имеется в виду следующее:
- низкая самооценка подростка,
- пассивная жизненная позиция,
- гиперактивность, агрессивность,
- отсутствие (нехватка) новых интересов и нежелание приобретать новые знания,
- неспособность самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, низкая любознательность,
- неспособность разобраться в своих чувствах и эмоциях,
- неспособность говорить НЕТ,
- недоразвитые навыки общения с людьми.
Внешние факторы тесно взаимосвязаны с внешним окружением подростка (социальным, культурным, физическим и семейным), которые оказывают сильное влияние на его поведение. К ним относятся:
- давление, оказываемое группой сверстников,
- контакт с потребителями наркотических средств, относящимися к разным возрастным группам,
- отсутствие удовлетворенности от учебы, работы,
- проблемы в семейных отношениях,
- одиночество
- стресс,
- постоянные конфликты вокруг,
- наличие в семье проблем, связанных с алкоголем или наркотиками,
- жестокость в семье или сексуальное насилие,
- отсутствие личной свободы.
Профилактика должна касаться всех факторов, приводящих к злоупотреблению психоактивных веществ, среди которых перечислены только некоторые из них. Основная цель профилактики - помочь подростку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позицию, способную противостоять факторам риска.